УЧИМ РЕБЕНКА НЕ БОЯТЬСЯ ВРАЧЕЙ


К СПИСКУ СТАТЕЙ
06.01.2015

УЧИМ РЕБЕНКА НЕ БОЯТЬСЯ ВРАЧЕЙ

УЧИМ РЕБЕНКА НЕ БОЯТЬСЯ ВРАЧЕЙ
В детском сознании представление о том, что же делает со своими пациентами врач, весьма размыто. Зачастую детская осведомленность о работе доктора ограничивается стихотворением о добром Айболите, который угощает сладостями и может поставить термометр. Самая серьезная операция, производимая этим врачом, – пришивание лапок игрушечному зайчику, что не так уж и страшно. Но первое знакомство с настоящими поликлиниками и врачами вносят сумбур в детское сознание – ведь посещение педиатра скорее связано с дискомфортом и болезненными ощущениями, чем с поеданием сладостей. Это способствует тому, что дети начинают бояться врачей. Как избавить своего ребенка от этого страха?

Конечно, невозможно каким-либо образом избежать дискомфорта, связанного с посещением врача. Даже при плановых осмотрах и анализах приходится переживать массу неприятных процедур: прививки, сбор крови, различные ощупывание и пальпации. И это только в том случае, если ребенок здоров, а если он заболел, то процедуры бывают и еще неприятнее – постоянные уколы, необходимость клизм, невкусные лекарственные препараты, которые приходится постоянно есть. Конечно, привыкнуть к этому невозможно и вынудить ребенка любить эти меры просто нереально. Однако не стоит забывать, что главным посредником в системе взаимоотношений ребенок-доктор являются родители, цель которых правильно и грамотно воспитать в ребенке понимание необходимости врачебных процедур. Для этого детскими психологами разработаны простые рекомендации, связанные с необходимостью пройти медицинский осмотр или посетить врача: перед посещением ребенка нужно проинструктировть о нормах поведения, а после окончания процедур следует подвести итог увиденному или происшедшему. И если первый этап более или менее понятен (ведь никто не будет пугать ребенка тем, что в больнице его будут подвергать физическим мучениям), то на втором этапе, когда происходит «разбор полетов» после посещения врачебного кабинета, родители часто делают одну, но очень большую ошибку – противопоставляют врача и себя. Самая невинная фраза из серии: «Ах, какая плохая тетя, уколола пальчик, но мама сейчас пожалеет», может сформировать в ребенке стереотип, что человек в белом халате - это зло, несущее боль и расстройства.

Еще один важный аспект – личностный контакт с лечащим врачом. Естественно, зачастую у специалиста-педиатра слишком мало времени, чтобы сюсюкаться с каждым своим маленьким пациентом, однако постарайтесь сделать все возможное, чтобы ваш ребенок убедился, что доктор – это не злодей, который так ждет момента сделать больно, а человек, который должен помочь избавиться от каких-то недугов. Иногда этому способствует пусть короткий, но живой разговор не на медицинские темы.

Надо отметить, что немаловажна и осведомленность мамы о том, какая есть альтернатива лечению любимого чада, для этого нужно не стесняться и подробно расспрашивать врача. Ведь многие болезненные, но дешевые процедуры можно легко заменить на более приятные, однако и более дорогие – например, вместо уколов пить сладенькую микстуру или заменить горчичники на массаж и прогревания.

Затем чисто воспитательный фактор – ребенку нужно дать понять, что его капризы и антипатия к врачу не изменят неизбежности прохождения той или иной процедуры. А главное, никогда не давайте ребенку обещаний, которых не сможете выполнить. Если нужна прививка, не говорите, что будет не больно – это просто обман. И если ребенок почувствует, что вы можете врать, то уже и на банальный осмотр у окулиста его будет не заманить без слез и истерик, ведь и на этот раз вы пообещали, что больно не будет, а вдруг снова обманываете? И самое главное - правильно мотивируйте для ребенка неизбежность болезненной процедуры. Ведь разумнее пояснить, что укол – это метод борьбы с болезнью, от которой ребенку гораздо хуже, чем от малюсенького укола, а никак не желание врача сделать больно. Возможно, эти простые советы помогут избавить ваше чадо от страхов перед людьми в белых халатах.